ЧАСТЬ 5
О ДУШЕ


“ Ибо, кто хочет душу свою сберечь,
тот потеряет ее, а кто потеряет
душу свою ради Меня и Евангелия,
тот сбережет ее. ”
( Ев., Марк, 8:35 )


В современном иудаизме, Хасидского его движения (добротолюбия) в книгах “Шагр hакдуша” и “Эц Хаим” (врата 50, раздел 2) обращается внимание на то, что у каждого еврея, как праведника так и грешника, есть две души.
“ … И души Я сотворил… ”
Одна из них связана со стороной мира, называемая “клипа” (скорлупа, скрывающая плод), а другая - “ситра ахара) (обратная сторона святости образовавшаяся по нашей свободной воле, стремления человека к эгоистическому самоутверждению, обусловленного ограниченным действием его ума, разрывающем единство с Творцом).
Ситра ахара облекается в кровь человека и оживляет его тело, как написано: “Ибо душа человека в крови”, и от нее берут начало все дурные свойства.
Душа клипа, отличающая каждого еврея, - частица безграничной сущности Бога (Тания, собрание речений, Вильнюс, 1990 г., с. 39).
Каждая душа заключает в себя ступени: “нефеш” – душа (отдых); “руах” – упивание (облегчение, ветер) духом; “нешама” – приподнятое настроение (дыхание, живое существо, тварь, слышание -–“меющий ухо”); и имеют “Три одеяния” – мысль, речь и действие.
Недаром Спаситель Христос сказал, что кто потеряет душу свою (ситра ахара) ради меня и Евангелия, тот сбережет ее (клипа).
Таким образом перед каждым евреем стоит дилема, или находится в рассеянии и руководствоваться требованиями души ситра ахара – царя Гордоса (переведенного на русский язык в Евангелии, как “Ирод”, и по происхождению уже не еврея) или поступенно вернуться из рассеяния в Израиль, руководствуясь святостью души Клипа – царя еврея – Спасителя Христа (Мессии).
В Таблице 12. даны некоторые сведения о душе из классической Йоги (из книги “Мокшакарма”) и возможная подверженность человека к греховным страстям “мира огня”, разъединяющего его с Богом (по учению преподобного Иоанна Лествичника, “Греховные страсти и борьба с ними”, “Благовест”, М., 1997 г., 48 с.)

Некоторые сведения о душе и греховные
страсти, разъединяющие ее с Богом. Таблица 12.

Причины изменений : Восьмиричный мир : Греховные
“внешнего я” :“огней” “внутреннего я”: страсти
звук : Прана (вдыхание) : чревообъедение
образ : Апана (выдыхание) : блуд
касание : Удана : серебролюбие
вкус : Самана : гнев и ярость
запах : Вьяна : печаль не по Богу
восприятие : Речь :уныние и леность
мысли сердца : Мысли сердца : тщеславие
разум (сознание) : Разум : гордость

Вопросу поступенного освобождения души человека от греховных страстей и посвещают себе большинство духовных школ и религий, некоторые сведения из которых сведены в Таблицу 13.
В связи со сложностью этого процесса, духовные школы иерархии таких учений разбивают на множество различных по степени категорий, каст, чинов итд., подразумевая, что каждую из них человек “проходит во множестве конкретных своих воплощений: “…и в жизни будущего века. Аминь”.
Для некоторого нашего представления грандиозности этих духовных путей, представляю тебе материалы из классической йоги, принятые на “вооружение” и в нашей современной психотерапии (“Руководство по психотерапии”, под ред. проф. Рожнова, 1985 г., с.135…147)

“ … Основным аппаратом, способным гармонизирующе влиять . на различные звенья организма, является психика. По Йоге,
человек становится человеком, благодаря сознательному . .
контролю над собой, последовательно осуществляя волевую
регуляцию над возможно большим количеством органов.
Здесь прямая аналогия с психотерапевтическими установками,
которые подчеркивают целительную роль силы сознания,
контроля над бессознательным. Каждое из направлений
йогической терапии, в сущности, глубоко психотерапично.


Поступенное возвращение души
из “Вавилонского” плена. Таблица 13.

Категории : Тайноучения : Колебания : Снятие
душ : души : в душе : напряжений
евреев : “Мокшадхарма” : : в душе
находящихся : Вед - : спазм и : негативное
в рассеянии : Правда : расслабление : отношение
: : мышц : к здоровью
Богобоязненные : Правды - : вдох : здоровье
: Самообладание : и :должно быть
: : выдох : позитивным
сильные : Самообладания : нравится - : позитивная
: - Даяние : не нравится : любовь
: : : ко всему
покоряющие : Даяния - уверен (силный): знай, что ты
собственную : Духовный : - не уверен грешник и полон
натуру : подвиг : в себе : желаний и
: : : будь легок
ученые :Подвижничества: вдох и : не утверждай,
: - Отрешенность : выдох : (позитивное
: : мысли : осознание)
обладающие : Отрешенности : миг жизни : найти себя
глубоким : - Счастье : и внутри – экстаз
познанием Торы : : миг смерти : бытия внутри
: : : себя
пророки : Счастья – Небо : сотворение индивидуальное
: (привлеченное к : - уничтожение : сознание
: Богу внимание): (капля и океан)
праведники : Неба - : бытие - : познай целое
: Умиротворение : небытие :и стань ничем
: : : и всем

В классической йоге – 8 ступеней, изучаемых попарно
(Таблица 5.)
Яма и нияма вместе составляют крийя – йогу, которая
включает правила умственной, нравственной и физи-
ческой гигиены. Соблюдение их необходимо каждому,
кто собирается постигать дальнейшие ступени.
Яма и упражнения ниямы ведут к возрождению функци-
ональной активности психики и тела, значительно рас-
ширяя способности организма к адаптации. Крия - йога
пытается с помощью естественных средств создать
такую сопротивляемость, которая гарантировала бы
эффект при “любых покушениях на тело и разум, как
изнутри, так и снаружи” (Б. Аров, 1939). Цель первых
ступеней йоги – помочь человеку сохранять гармониче-
ское психосоматическое равновесие перед лицом могу-
щественных болезнетворных факторов.
Решение этой задачи начинается с выработки этических
правил поведения, с “культивирования добродетелей”.
Такая этическая перестройка “является законом для всех,
не взирая на различие каст и страны, возраста и условий”
(С. Радхакришнан, 1957). Основной в этике йоги–принцип
ахимсы. В широком смысле – это “воздержание от зла по
отношению ко всем живущим творениям, достигаемое
любым путем и во всякое время”. Ахимса призывает к
деятельному милосердию: “Непротивление станет добро-
детелью только тогда, когда человек приобретет силы для
сопротивления”, призывает к гуманности, любви к природе
и близости к ней.
Второй принцип ямы – правдивость (сатья), которую
необходимо соблюдать не только в словах, но и в мыслях.
Непоколебимость в истине – основа всех добродетелей,
дает твердость в устремлении к здоровью.
Третья составная часть ямы (астейя) – подчеркивает, что
естественные человеческие отношения могут развиваться
только на основе взаимного доверия: человек не может быть
здоровым, если вынужден лгать, если не может быть естес-
твенным. Астейя, как и все положения ямы, относится не
только к действиям, но и к мыслям, даже времени: нельзя
“воровать” чужое время, занимать окружающих “пустыми”
разговорами.
Астейя подводит к апариграхе – воздержанию от жад-
ности, от того, без чего можно обойтись, непринятии даров,
особенно от “злых людей”, так как подарки ставят в зави-
симость от дарующего, ослабляют индивидуальность
человека.
Пятый принцип ямы – мудрость, совершенство (брах-
мачарья) – означает контроль над чувствами и желаниями,
половое воздержание (ритуал “обрезания нижней плоти”),
соблюдение ограничений питания, чистоты пищи и тела.
Брахмачарье является необходимым условием медитации.
Если человек медитирует, не соблюдая брахмачарью, то
это действует на психику разрушающе, вызывая душевные
расстройства. По мере увеличения строгости брахмачарьи,
увеличивается способность к психической саморегуляции
и без особых усилий выполняются медитационные психо-
терапевтические упражнения.
Вторая ступень йоги –нияма – усваивается на основе
“психического очищения” – ямы – и представляет собой
свод приемов, предназначенных для “внешнего очищения”,
нормальной жизнедеятельности внутренних органов. Под-
черкивается, что лучше одна внутренняя чистота, если
нельзя в совершенстве соблюдать внешнюю. Правила
ниямы в большей степени связаны с соматическими аспек-
тами народной медицины, нежели с психотерапией.
Значительное внимание здесь уделяется очистительным
упражнениям, естественному умеренному питанию.
Вместе с тем, продолжая концепции самоуправления ямы,
нияма призывает к “идеалу мудреца”, спокойно вынося-
щего удары судьбы. Развивая брахмачарью, нияма реко-
мендует избегать лишних звуков, разговоров, контроль
рук заключается в стремлении производить только целе-
сообразные движения, контроль над речью призывает
говорить мало, медленно, мягко, таким образом устанав-
ливается контроль над мыслями (“не судите сами и не
судимы будете”), ибо речь есть “рассеяние ума”…
Многие психотерапевтические приемы для преодоления
сознательных конфликтов предлагают следующие две
ступени йоги – асана и пранаяма, объединенные понятием
“хатха – йоги”, особенно близкой к аюрведе. “Если интеллектуальная жизнь и моральная деятельность представляют истинные цели человека, - пишет С. Радхакришнан (1957), - то телесные потребности должны подчиняться им… Хатха – йога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению.” Именно хатха – йога ясно вскрывает общность теоретических установок народно – медицинских школ Востока.
Согласно учению традиционной восточной медицины, в человеческом организме постоянно циркулирует энергия Прана (Индия) или Чи (Китай), которую современные врачи рассматривают как интегральную функцию всей деятельности организма, его тонуса (В.Г. Воргалик, 1961). При этом каждый орган и система органов имеют свою Прану – Чи как выражения обмена веществ и функциональной активности. Совокупность пран составляет Прану организма, которая циркулирует по меридианам – каналам. Формой проявления этой энергии является взаимодействие двух противоположностей: “Ха” (Индия) или Ян (Китай) – положительная сила, энергия Солнца и “Тха” (Индия) или Инь (Китай) – отрицательная сила, связанная с активностью Луны. Задача хатха–йоги – сделать гармонию этих начал устойчивой.
По Патанджали правильное выполнение специальных поз приводит к прекращению борьбы этих противоположностей. На человека асаны оказывают тройное воздействие: развивая тело – физическое, психику – психическое и, наконец, выделяется терапевтическое влияние асан на деятельность внутренних органов и гармональных желез.
(Надо иметь ввиду, что выполнение асан и следование дальнейшим ступеням йоги рекомендуется проводить под наблюдением опытного наставника. В Израиле, под управлением наставника практикуется новый эффективный комплекс динамических и статических упражнений под названием “Лабиринт Льва и Дракона”: Лев – современный синтез упражнений йоги; Дракон – древних упражнений Китая; Лабиринт – остается лабиринтом, пока человека из него не выведет Господь.
В Лос-Анжелесе , Соединенных Штатов Америки, последователями Карлоса Кастанеды, практикуется синтезированный, из практик древних толтеков, новый комплекс упражнений “Тенсйогрити” – “Дар Нагваля”, изд. “София”, Киев, 1995 г. ).
Многие врачи трактуют ступень “праноямы” как “контроль над дыханием” (А.Г.Панов, Г.С.Беляев, В.С.Лобзин, И.А.Копылова, 1980), такое толкование следует считать не полным. Пранаяма – управление биоэнергетикой через контроль над внешним дыханием…
Вытекающая из пранаямы пратьяхара – отвлечение ума от чувств и чувственных объектов и устремление его к концентрации, полному сосредоточению. В качестве объекта сосредоточения, как правило, берется “высшая сущность”, которая трактуется как природа, как наивысшая абстракция (Господь). Пратьяхара означает полную концентрацию на саморегуляции, иными словами, становится необходимым элементом всех модификаций аутогенной тренировки. Цель пратьяхары – помочь человеку осознать качества своего характера, увидеть источники его настроения для того, чтобы в последующем полностью овладеть им. Главное в пратьяхаре – избавится от “оков” своего тела. С помощью приемов пратьяхары “ум, рассеяный и разбросаный по плоскости чувств, должен быть постепенно отучен от них и приучен к сосредоточению на духе…” (С. Рагхавананда, 1939)…
Тесно переплетается с пратьяхарой дхарана – “фиксирование ума на определенной точке” (С.Радхакришнан, 1957), упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана – это пратьяхара на объект, вчувствование в объект. Выполнение упражнений в дхаране тесно связано с дыханием: чем более человек погружается в конкретное ощущение (например, кончик носа) и сосредотачивает на нем внимание, тем более замедляется дыхание, часто вплоть до ощущения остановки. С удлинением выдоха степень сосредоточенности постепенно усиливается, достигая максимума в момент задержки дыхания. Интенсивность концентрации на ощущении идет волнами, связанными с фазами дыхания. Выравнивая фазы дыхания, можно управлять процессом концентрации…
Пратьяхара и дхарана – необходимые ступени для освоения медитации – дхианы. Дхиану считают продолжением пратьяхары при помощи дхараны, которая с этих позиций представляет собой усилие, поддерживающее связи отдельных звеньев медитации. Дхиана – медитация – способность, которая как бы соединяет в одну цепь звенья мыслей. Техника медитации заключается в умении “управлять континуальными потоками сознания без обращенияк языковым средствам” (В.В.Налимов, 1979), не прерываясь ни на мгновение, сознательно переходить от одной детали мысленного образа к другой, не допуская отклонений. Считается, что конкретная медитация получается тем легче, чем сложнее, ярче образ…
На последней ступени йоги – самадхи – человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями и вправе сказать, что что полностью понимает свой организм. Достигший самадхи, может произвольно изменять жизненные процессы тела, обмен веществ, повышать и понижать температуру, давление. Под самадхи понимают состояние, аналогичное экстазу, основной признак его – высшее сосредоточение всех мыслей, всего всего существа на одной идее: “Тот, кто достигает внутреннего умиротворения, обладает способностью интуитивного проникновения в истину вещей” (С.юРадхакришнан, 1957). Во всех работах о йоге подчеркивается, что самадхи могут достигнуть лишь единицы из занимающихся, и никто не может пребывать в этом состоянии длительное время… ”
В заключении этой главы необходимо отметить, что на земле существует небольшое число и тайных духовных школ, которые не веря “в жизнь будущего века”, и, как следствие, в духовное совершенство, стараются “от жизни взять все” за наш короткий срок воплощения человека, и, как следствие, подвергают себя духовной деградации.
“ И говорят те, кто не верует, тем которые уверовали: “Идите по нашему пути, и мы понесем на себе ваши грехи, но не понесут они ничего из их грехов. Они ведь лжецы! И понесут они свои тяжести и тяжести со своими тяжестями, и будут они спрошены в день воскресения о том, что измышляли. ” . (К., 29:11;12)
“ Итак каждый из Нас за себя даст отчет Богу ” . (Ев., Рим., 14:12)

Используются технологии uCoz