Р.А. МИЛЛЕР |
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5 | К ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ |
«СО-ПРИЧАСТИЕ» К ВЫСШЕМУ РАЗУМУ
«“Со-причастие” к Высшему Разуму; составитель: к.ф.-м.н. Р.А. Миллер, ОО ШКИ “САТЧИТАНАНДА” Ташкент 2001 г. стр - . Источником и конечной целью этических учений и религий, как и самого человека, является Высший Разум. Поиск способов, научные исследования и анализ Священных Писаний и опыта, переживаемого пророками, посланниками, святыми и мистиками, лежат в основе этой книги. «Со-знание», «со-весть» - эти понятия отражают «со-причастность», «со-участие» к Высшему Разуму, совмещая в себе чувственное и рациональное начала. Книга представляет несомненный интерес широкому кругу интеллигенции, психологам, педагогам, философам, религиоведам и верующим всех конфессий. СОДЕРЖАНИЕ От редактора……………………… Введение………………………………… О предыстории……………………… О грядущем………………………………… О стабильности (безопасности) общества…………… О противопоставлении людей…………………………… О количестве……………………… О качестве…………………………… О личности……………………………… О «фундаментализме»………………… О ложном фундаментализме………… Об «обитателях огня»………………… О неизбежности следствий……………… О бездуховности…………………………… Об уровнях посвящения……………… О причастии………………… О ритуалах………………………… О едином…………………………… О монорелигии……………………………… О «сражении»…………………………… О со-причастнике……………………… О молитвах……………… О первой молитве Адама…………………… Об Аллилуе………………………………… О общих человеческих ценностях, с выработкой и однозначной формулировки норм морали (нравственности) ………………. Выводы………………………………… ОТ РЕДАКТОРА Бхакти – «сопричастность богу» состоит в том, что взаимоотношения человека с богом развиваются в эмоционально насыщенных переживаниях в форме обыденных человеческих взаимоотношений. В стремлении достичь бога (потребность достижения высших состояний, постижения Истины, интуиции, мудрости, божественного знания и блаженства) бхакт охвачен чувствами родства и дружбы, родительского или сыновнего благоговения, любовного восторга, восхищением всеобщего благоденствия, болью и радостью физического и нравственного состояния. И бог, который превыше всего на свете, о чем бхакт никогда не забывает, вместе с тем оказывается близким и родным. Постижение бога как единства противоположностей (противоречий) запредельного, непостижимого умом могущества и одинаково земной близости, достижимости – потрясает душу и все существо бхакта и рождает экстаз (высочайшее блаженство). Животворное тепло солнечных лучей, палящий зной и бесконечный мрак ночи, ее прохлада и леденящий холод лежат в основе первичных эмоций всех живых существ, а в человеческом воедино сливаются рациональное начало и глубокая чувствительность. Это самой природой подсказанное единство становится основой синтеза, приводящего к интуиции (озарению, высшему блаженству). Идеал спасения (освобождения) всех живых существ – вызвал к жизни благородные формулы: «Страсть и грех – мудрость, рождение и смерть – нирвана». «О, человек не убегай от меня, Я потомок Адама, как и ты. Освободи же меня, чтобы получить за меня награду». «Вечно открыта дверь Бога, дверь Счастья для вступления в нее человека». Ориентированность Священных Писаний на притчу, значение которой не исчерпывается поверхностным содержанием, а представляет собой еще и смысл неизреченный, но подразумеваемый. Притча всегда поучительна, она наставляет читателя и слушателя, и более того, напоминает ему о ряде непреложных законов этики. В ее поучениях каждый находит подтверждение известным установлениям высокой морали, ее наставления служат уроком нравственности, а значит и уроком жизни, продвигая человека на пути постижения абсолютного Знания. Известное пророчество гласит: «Афдалу-л-йибадати талабу-л-'йилми», что означает: «Высшее служение Богу есть поиск знания». В сознании «скрытой мудрости», по Ибн Сино, тесно связаны понятия «шарк» - восток, место, где восходит солнце, или божественный светоч и «ишрак» - восход как процесс воссияния, озарения, интуиции. В аллегории Ибн Сино содержатся противопоставления «востока» - мира истины, мира вечного и неизменного света и «запада», символизирующего «закат», мир становления и разрушения, где одна форма, получив частицу божественного света, восстает к жизни, а затем гибнет и сменяется другой. Божественный светоч – желанная цель бхакта, «стремящегося к единению с истиной». Истина, изливая свет, проявляет благосклонность, но вместе с тем светоч так ярок, что ослепляет своим сиянием. В персидском суфизме «любящий» уподобляется бабочке, сгорающей в огне свечи. Полное подчинение Всевышнему Разуму, слияние с ним аллегорически выражено в фразе: «Я стремлюсь сгореть в его пламени». «Доносчики», «клеветники», «соглядатаи», «хулители» и «упрекающие» - это люди, не понимающие божественную мудрость, погруженные во мрак алчности, гнева и страха и неспособные к постижению высшей истины, духовных знаний, содержащихся в Писаниях. Подлинным «знающим», на всем иерархическом духовном пути, может стать не каждый, а лишь развивший свою способность на искреннюю, чистую любовь (сафа), самоуничтожения (тафани) и безумную страсть к богу (саба). «Я пылаю страстью к заповеданным местам Где ниша и светильник полны невысказанной тайны.» (Мухтарат Шихаб ад – Дин, Тегеран) «Со-причастность», «соучастие» - основной закон искусства; энергия божественного слова передается читателю, слушателю, побуждает его к действию. Таинство взаимодействия произведения, писания заключается в смысле содержания и совершенства формы как эстетического целого, способного породить этический импульс в душе человека, направить его выбор в сторону истины, блага и красоты. Смысл Священных Писаний имеет свою многогранную подлинность, но ищущий в нем истину (хакикат), обладающий знанием (хасс) находит Истинного (Хакк), а невежественный (йамм) видит только пустоту, ничто. Ответственный редактор А. М. ГАДЖИЕВ |